23.03.2023
Каждый
взрослый вкладывает в понятие «упрямство» своё понимание. В нём уже
содержится некоторый отрицательный оттенок, недовольство поведением
детей, которых называем упрямыми. Упрямому поведению свойственны
категоричность, нежелание слышать и понимать другого человека, считаться
с интересами, возможностями, желаниями других людей и требованиями
ситуации.
В развитии детей существуют возрастные периоды, когда желание настаивать на своём, делать наперекор другим (особенно взрослым) усиливается. Это связанос так называемым кризисом трёх и семи лет. В это время желание делать многое, если не всё, по-своему, самостоятельно, столь сильно, что любые действия со стороны взрослых, противоречащие ему, вызывают реакции протеста. Поведение ребёнка определяет девиз «Я сам». Несмотря на то, что все дети проходят через периоды возрастных кризисов, у одних они протекают в мягкой форме и довольно быстро, другие же переживают их остро, бурно, с сильным обострением отношений с родителями. Как будет протекать кризис, зависит не только от особенностей самовыражения ребёнка, но и от поведения взрослого. Мягче эти периоды проходят в семьях, где взрослые проявляют уважительное отношение и интерес к мнению ребенка, его точке зрения, где часто звучат вопросы: «Как ты думаешь?», «Что было бы тебе интересно?», «А как считаешь ты?» и т.д., а также где ребёнку время от времени предоставляют возможность выбора.
Детское упрямство может вызываться чувствами обиды, злости, гнева, обращёнными к родителям.В этом случае оно выступает средством мести, когда ребёнок поступает вопреки («назло») взрослым. Такое поведение может свидетельствовать об имеющемся в настоящее время кризисе в отношениях между родителями и ребенком, о каком-то конфликте в общении.
Упрямство – это доступная для ребёнка форма заявления о себе, о своих желаниях, чувствах. В детском упрямстве многие взрослые усматривают вызов собственной компетентности воспитателя, угрозу своему авторитету в глазах ребенка. И именно это обстоятельство подогревает их желание бороться с упрямством. Когда все силы направлены на борьбу, очень трудно разобраться в причинах того, почему ребёнок ведёт себя подобным образом. В этом случае появляется опасность потерять из виду самого ребёнка, потому что всё внимание сосредотачивается на целях, которые взрослый ставит перед собой. Цели могут быть самыми разными, например: «Я должен заставить ребёнка понять, что родителей надо слушаться», «Я докажу, что я сильнее» (умнее, старше и т.д.). Цели разные, но в них есть общая черта: ребёнок становится средством их достижения. Когда взрослые, стремясь доказать свою компетентность, упорно настаивают на своём, то в этом пресловутое упрямство проявляется не меньше, чем у детей. Таким образом, получается замкнутый круг, где упрямое поведение одного человека порождает и поддерживает подобные реакции у другого.
Что же может чувствовать ребёнок, когда его заставляют делать что-то, чего он не хочет?Часто дети воспринимают борьбу с их упрямым поведением как борьбу с ними самими, они могут чувствовать беспомощность, ненависть, грусть, жалость к себе, обиду, злость, страх. У ребенка в этот момент могут возникать разные желания: пошалить ещё, ударить родителя, сломать что-либо, убежать и спрятаться, плакать, кричать.
Как перейти от противостояния к взаимопониманию:
• Если ребенок упорствует в своем нежелании делать что-либо, имеет смысл уточнить, расспросить, чего именно он не хочет. Доброжелательные вопросы со стороны взрослых дают ребенку возможность почувствовать, что его хотят понять.
• Чаще всего за детским «не хочу» прячутся либо какие-то опасения, страхи, либо определенные желания ребенка. Если это опасения, то он, прежде всего, нуждается в поддержке и, получив её, вероятно, сможет с помощью родителей преодолеть своё «не хочу», которое в этом случае скорее означает «не могу».
• Если за нежеланием делать что-то стоят какие-то другие желания, то надо понять, чего же хочет ребенок. Детям сложно осознать свои желания, они часто ощущают их как неопределённое беспокойство, неудовлетворённость. В этом случае целесообразно предложить несколько вариантов ответов на выбор, но не в утвердительной, а в вопросительной форме: «Маша, ты сейчас хочешь послушать сказку, порисовать со мной, полепить из пластилина или что-то ещё?»
Если ребёнок настаивает на своём желании (часто вопреки разумным доводам со стороны родителей), то первый шаг заключается в прояснении, чего же он хочет, в выяснении конкретных подробностей.Когда становится понятно, чего же хочет ребёнок, не торопитесь выполнять его желание или, напротив, отговаривать его (такой соблазн тем сильнее, чем более нереалистично желание ребёнка, а желания могут быть разные, вплоть до абсолютно фантастических).
Следующий шаг – признание права ребёнка на его желание. Когда мы чувствуем, что кто-то признаёт наше право на то или иное желание, то на первый план выступает состояние радости, лёгкости, а также возникает или усиливается расположенность к диалогу, сотрудничеству.
Иногда желание ребёнка вполне реалистично, но выполнить его можно не сразу, а только через некоторое время. В этом случае надо поговорить о том, когда это будет возможно. Важно, чтобы, определяя конкретное «когда», взрослые учитывали свой реальный потенциал, так как нарушение договорённости с вашей стороны может привести к возникновению (или усилению) недоверия со стороны ребёнка к вашим словам. Конечно, существуют невозможные желания (сложно превратить зиму в лето, достать луну с неба). Не всё подвластно нам в реальности, но мы всё можем делать в стране фантазий. Предложить ребёнку помечтать о его желании, эмоционально прожить его, представить, как бы это могло быть, - иногда более действенный способ удовлетворения, чем реализация желания в действительности.
Как вести себя с ребенком, который упрямится
• Упрямство возникает на фоне постоянного стресса, в условиях которого вынужден находиться ребёнок. Стимуляторами стрессового состояния могут стать постоянные конфликты в семье, непоследовательное воспитание ребёнка, а также перестановка семейных ролей (например, когда мать вынуждена играть в семье роль мужчины или воспитанием ребёнка занимается бабушка).
• Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите чёткие рамки запретов (желательно, чтобы их было немного – лишь самые основные) и позвольте ребёнку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
• Не фиксируйте внимание на упрямстве, «не помните зла».
• Не забывайте хвалить ребёнка, когда он этого заслуживает.
• Не относитесь к ребёнку предвзято. Предъявляйте разумные требования, соответствующие его возрасту.
• Не соглашайтесь с ребёнком только ради того, чтобы он от вас «отстал».
• Прежде чем обвинить ребёнка в упрямстве, подумайте: а не проявляете ли упрямство вы сами? Часто упрямство ребёнка становится реакцией защиты на чрезмерное упрямство родителей. Не будьте слишком властны по отношению к ребёнку!
• Постарайтесь увлечь упрямого ребёнка игрой – таким образом вы сможете победить то или иное проявление упрямства, не ущемив детского самолюбия. Ребёнок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпало с его желанием.
• Чаще ставьте себя на место ребёнка и смотрите на мир «его глазами».
• Предоставьте ребёнку право выбора. Например, вы собрались идти на прогулку, не следует спрашивать его, хочет ли он гулять, если вы заранее знаете его ответ. Поинтересуйтесь, хочет ли он пойти гулять в парк или во двор, хочет ли он надеть на прогулку ту или другую одежду.
• Старайтесь не создавать ситуаций, в которых была бы возможность для проявления упрямства ребёнка.
• Играйте вместе с ребёнком – это улучшает взаимоотношения.
• Не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства – таким образом вы разовьёте у ребёнка комплекс неполноценности, ожесточите его.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.03.2023
Дата обновления: 23.03.2023
Дата публикации: 23.03.2023