10.02.2023
Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно... И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения.
Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Что такое компетенции будущего первоклассника?
Эти вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Успешный школьник – здоровый школьник
На самом деле, поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе, много двигаться, по возможности, заниматься спортом.
Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?
Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако
этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также
благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе
я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы
«порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на
первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых
порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности
обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в
причинах. В зависимости от причины.
Саморегуляция – основа готовности к школе
Примерно к семи годам у ребенка формируется совершенно новый механизм
психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также
называют это произвольностью. Попробуйте поиграть с трехлетним ребенком в
известную детскую игру «Да и нет не говорить, черное и белое не носить». Вы
заметите, что, скорее всего, ребенок не справится с заданием, у него постоянно
будут вылетать «не те» слова. А вы пробовали заставить ребенка посидеть
спокойно, когда вы разговариваете с кем-то из взрослых, а ему хочется с вами
поиграть? А может трехлетний малыш сдержать радость или слезы? Конечно, нет и
он не виноват. Просто в дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности –
целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может
долго возиться с игрой и легко запомнить стихотворение, но только если его
эмоционально «зацепило» занятие, то есть делает он это непроизвольно.
Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку
придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и
заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно
просидеть целых 30 минут на уроке!
Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой.
Необходимые предпосылки учебной деятельности :
- умение детей сознательно подчинить свои действия правилу;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Умение общаться со сверстниками и взрослыми
Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими,
уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему
безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию
благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе
Самостоятельность
Очень важно чтобы ребёнок умел сам себя обслуживать: одеваться, раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать свои вещи; следить за порядком в игровом и книжном уголке; убирать игрушки после игры на место; убирать посуду после еды и т.д. Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
Интеллектуальная готовность к школе
Для того чтобы успешно учиться,
ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – речи,
памяти, внимания, мышления, воображения. На занятиях в детском саду обычно
много внимания уделяется развитию именно этих характеристик.
Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
· Умение обобщать, сравнивать и классифицировать объекты, делать выводы;
· Интерес к знаниям, процессу их получения;
· Дифференцированное восприятие;
· Овладение разговорной речью;
· Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении.
Развитие мелкой моторики руки
Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.
При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки.
Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка
- Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
- Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
- Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
- Умение отвечать на вопросы и задавать их.
- Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
- Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
- Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
- Иметь представление о сезонных явлениях природы.
- Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
- Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Подведем итог.
Ваш ребёнок при записи в 1 класс должен:
- Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
- Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.
- Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно.
- Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д).
- Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок.
- Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо).
- Уметь культурно общаться с другими детьми.
- Слушать старших и выполнять их распоряжения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.02.2023
Дата обновления: 10.02.2023
Дата публикации: 10.02.2023