Психологическая готовность детей к обучению в школе

10.02.2023

    Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно... И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения.

   Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

   В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Что такое компетенции будущего первоклассника?

    Эти вопросы беспокоят родителей  будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

       Успешный школьник – здоровый школьник

   На самом деле, поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе, много двигаться, по возможности, заниматься спортом.

     Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?

   Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины.

       Саморегуляция – основа готовности к школе

    Примерно к семи годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Попробуйте поиграть с трехлетним ребенком в известную детскую игру «Да и нет не говорить, черное и белое не носить». Вы заметите, что, скорее всего, ребенок не справится с заданием, у него постоянно будут вылетать «не те» слова. А вы пробовали заставить ребенка посидеть спокойно, когда вы разговариваете с кем-то из взрослых, а ему хочется с вами поиграть? А может трехлетний малыш сдержать радость или слезы? Конечно, нет и он не виноват. Просто в дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой и легко запомнить стихотворение, но только если его эмоционально «зацепило» занятие, то есть делает он это непроизвольно.
Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 30 минут на уроке!

  Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой.

              Необходимые предпосылки учебной деятельности :

- умение детей сознательно подчинить свои действия правилу;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

                 Умение общаться со сверстниками и взрослыми

   Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе

Самостоятельность

Очень важно чтобы ребёнок умел сам себя обслуживать: одеваться, раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать свои вещи; следить за порядком в игровом и книжном уголке; убирать игрушки после игры на место; убирать посуду после еды и т.д. Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.Хочу такой сайт

Интеллектуальная готовность к школе

   Для того чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – речи, памяти, внимания, мышления, воображения. На занятиях в детском саду обычно много внимания уделяется развитию именно этих характеристик.

Развитие интеллектуальной готовности к обу­чению в школе предполагает:

·  Умение обобщать, сравнивать и классифицировать объекты, делать выводы;

·    Интерес к знаниям, процессу их получения;

·    Дифференцированное восприятие;

·    Овладение разговорной речью;

· Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

 

К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении.

Развитие мелкой моторики руки

   Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

   При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки.

          Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка

  • Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
  • Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
  • Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
  • Умение отвечать на вопросы и задавать их.
  • Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
  • Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
  • Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
  •   Иметь представление о сезонных явлениях природы.
  •   Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
  • Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. 

Подведем итог.

Ваш ребёнок при записи в 1 класс должен: 

  • Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
  • Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
  • Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
  • Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.
  • Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно.
  • Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д).
  • Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок.
  • Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
  • Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
  •  Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо).
  • Уметь культурно общаться с другими детьми.
  • Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.02.2023

Дата обновления: 10.02.2023

Дата публикации: 10.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (856) 565-34-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».